ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИЦА ПРИ РАБОТЕ С ДВИЖУЩИМИ МЕХАНИЗМАМИ
ПОВРЕЖДЕНИЯ ЛИЦА ПРИ РАБОТЕ С ДВИЖУЩИМИ МЕХАНИЗМАМИ
Шакиров М.Н.
Кафедра челюстно-лицевой хирургии с детской стоматологией ТИППМК
Актуальность
В последние годы в производственных сферах все шире используется физический труд с применением различных механизмов. Интенсификация труда с их использованием при несоблюдении правил техники безопасности увеличивает риск возникновения травматических повреждений человека.
В доступной нам литературе имеются сообщения о ранах, нанесенных различными повреждающими агентами, и почти отсутствуют сведения о травматических повреждениях челюстно-лицевой области, полученных при работе с шлифовальными кругами, перфораторами, электропилами.
Необходимо отметить, что к указанным травмам предрасполагает беспечность и пренебрежение правилами техники безопасности при работе с движущими механизмами. Лицо, как правило, повреждается при работе этими инструментами на уровне выше высоты плеча, что запрещено соответствующими инструкциями. В случаях, когда рабочая часть механизма соприкасается с инородными предметами (металлическими гвозди, проволока, камни и т.д.), неожиданно может возникнуть обратный удар, сопровождающийся отбрасыванием инструмента в направлении работающего. Согласно инструкции, риск отскока механизма возрастает, если работа ведется не в нижней, как того требуют правила техники безопасности, а в верхней и носовой ее частях.
Перед началом работы с этими механизмами необходимо убедиться в том, что все элементы рабочей части имеют надежную и плотную фиксацию. Особенно это касается, когда работа ведется с использованием шлифовального круга в режиме резки, когда абразивный круг представлен в виде тонкого диска. При этом резку необходимо проводить прерывисто, не прилагая большой нагрузки, так как высокие обороты при соприкосновении с инородными предметами могут привести к повреждению и расколу диска на мелкие куски с отлетом фрагментов в окружающее пространство, в том числе в сторону работающего. Кроме того, при работе с ними следует крепко их удерживать двумя руками. Всякое перемещение рабочего при включенном состоянии механизма не допустимы.
Цель работы
Изучить структуру, клинические особенности, диагностику и лечение повреждений че-люстно-лицевой области, полученных при работе с движущимися механизмами.
Материал и методы исследования Под нашим наблюдением в Центре взрослой челюстно-лицевой хирургии НМЦ РТ в период с 2005 по 2012г.г. находились 74 больных с ранениями лица. Повреждения движущими механизмами выявлены у 12 (16,2%). Среди них ранения шлифовальным кругом имели место у 7 (58,3%), бензопилой — у 3 (25%) у 2-х — перфоратором (16,6%). Все пострадавшие были мужчины в возрасте от 20 до 39 -10 (83,3%), и повреждения лица возникали во время проведения строительно-ремонтных работ, в быту и были связаны с нарушениями правил техники безопасности работающими. Связь повреждений с употреблением перед работой алкоголя выявлена у 2 (16,6%). Все пострадавшие работали без защитных средств и с нарушением правил работы с движущими механизмами. Поступившим в клинику проводились клинико-инструментальные и рентгенологические методы обследования, при подозрении на наличие инородных тел применялись компьютерная томография и УЗИ диагностика.
Результаты и их обсуждение
Результаты проведенного исследования показали, что из 12 пострадавших у 11 отмечались повреждения нескольких областей, что составляло 91,6%, и только у одного зафиксировано ранение одной зоны.
Чаще всего повреждалась скуловая область — 4, затем подглазничная — 3, глазница — 1, нос — 3. Все пострадавшие поступили в клинику в течение 3-х часов после получения травмы. Проникающие ранения были отмечены у 11 пострадавших (91,6%), в полость носа — у 5 (41,6%), в верхнечелюстной синус — у 3 (25%), у 1 (8,3%) — в полость глазницы. Сочетанные ранения мягких тканей и костей лица выявлены у 11 пострадавших (91,6%), причем абсолютное большинство падает на верхнюю челюсть и лишь одно — на нижнюю. В одном наблюдении диск шлифовального круга, врезаясь в скулоорбитальную область, вызвал повреждение глазного яблока с вытеканием из него стекловидного тела.
Клинически все раны имели неправильную форму, косое направление по отношению к средней линии, распространяясь слева направо, снизу вверх, зияли, были загрязнены строительными материалами, болезненны и обильно кровоточили. Окружающие ткани были отечными. У 11 пострадавших раны были проникающими в полость носа, верх-не-челюстную пазуху, а также наблюдались повреждения ветвей тройничного и лицевого нервов, в одном случае и околоушной слюнной железы.
Практически всем пациентам проводили первичную хирургическую обработку ран с удалением инородных тел, фиксацией фрагментов переломов костей с применением минификсаторов с термомеханической памятью формы, как наиболее удобных в таких случаях, с экзентерацией глазного яблока в одном случае. Абсолютно всем пострадавшим вводился адсорбированный противостолбнячный анатоксин с применением первичных швов, которые снимались на 9 — 12 дни.
Для наглядности приводим выписку из истории болезни №8516/333.
Больной Д., 28 лет, доставлен в Центр взрослой челюстно-лицевой хирургии НМЦ РТ 05.05.2010г. с наличием обширного повреждения правой половины лица, обильного кровотечения из имеющейся раны. При поступлении состояние больного тяжелое, сознание притупленное, в контакт входит неохотно. Удалось узнать, что во время работы с лифовальным кругом получил молниеносный удар, терял сознание и каретой скорой помощи доставлен в клинику. При внешнем осмотре кожные покровы и видимые слизистые бледноватой окраски. А/Д 100/ 70 мм рт.ст., пульс — 96 ударов в 1', слабого наполнения и напряжения. Дыхание обычное, в полном объеме, частота — 18 в 1'.
При местном осмотре лицо испачкано кровяными сгустками, выраженная асимметрия лица за счет обширного ранения правой половины. Основная рана располагается горизонтально и захватывает скуловую, подглазничную области, а также корень носа. Причем рана по глубине проходит глубоко в костные структуры, а в подглазничной области — по ее дну с повреждением век, глазного яблока и вытеканием из него стекловидного тела. В раневом канале имеется инородное тело в виде застрявшей части лифовального диска (рис. 1). Края раны зияющие, неровные, отмечается размозжение мягких тканей с покрытием эррозий кровяными сгустками и строительной грязью. Левое веко опущено, при открывании которого отмечается отсутствие правого глаза. Из носа и из раны наблюдается обильное кровотечение.
Рис. 1. Повреждение скуло-орбитального комплекса лифовальным кругом
Больной срочно взят в операционную, и под общим обезболиванием произведена хирургическая обработка раны. При удалении инородного тела в виде застрявшего диска обнаружено тотальное повреждение нижней стенки орбиты с раздроблением соответствующих костных структур на мелкие фрагменты. Рана проникает в полость верхне-челюстного синуса и носа (рис. 2). Правая скуловая кость разъединена от лобной и верхнечелюстной кости. После обильного промывания раны растворами антисептиков произведен гемостаз по всей раневой поверхности, удаление мелких костных фрагментов, в лишенных надкостницы. Врачами — окулистами произведена экзэнтерация правого глаза. Фрагменты переломов скуловой кости репонированы и зафиксированы минификсаторами с термомеханической памятью формы (рис. 3). Послойные швы на рану с оставлением резиновых выпусников на 48 часов. В послеоперационном периоде больной получал обезболивающие, антибиотики, десенсибилизирующие и общеукрепляющие средства. В результате проведенного лечения состояние улучшилось, после снятия швов больной выписан на амбулаторное лечение с назначением курса реабилитации и восстановительного лечения.
Рис. 2. Удаленные осколки шлифовального круга.
Рис. 3. Фиксация фрагментов минификсаторами с термомеханической памятью формы.
Заключение
Таким образом, по нашим данным, ранения, полученные при работе с движущими механизмами, встречаются в практике нередко и относятся к тяжелым повреждениям. Клинически протекают менее благоприятно, чем резанные или ушибленные раны. Перед хирургическим вмешательством необходимо прибегать к клинико-инструментальным, аппаратурным методам исследования тканей челюстно-лицевой области (обзорные рентгенограммы, КТ, УЗИ диагностика). После хирургической обработки рекомендуется чаще накладывать отсроченные швы. Лица, работающие с шлифовальными кругами, перфораторами и бензопилами, должны соблюдать инструкции по работе с движущими механизмами, работать со средствами индивидуальной защиты (очки, защитные экраны и т. д.), что является главным условием профилактики подобных травм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аржанцев П.З., Иващенко Г.М., Лурье Т.М. Лечение травм лица. М.: Медицина, 1975.
2. Инструкция по эксплуатации и технике безопасности. Режущая система "OREGON". Прулесовые технологии пиления, 2004.
3. Маргулис Е.А., Котляр И.П., Коргемский И. С. Повреждения мягких тканей челюстно-лицевой области. Судебная стоматология; М., 1975.
4. Травмы челюстно-лицевой области; под. ред. Н.М. Александрова и П.З. Аржанцева. М.: Медицина, 1988.
Шокиров М.Н.
Осеби руй ҳангоми кор кардан бо асбобҳои чархзананда
Калимаҳои калидӣ: асбобҳои чархзананда, осебҳои мавзеъи ҷоғу рӯй, васл кардани устухонпораҳо бо мини фиксаторҳои дорои мафҳуми термомеханикӣ.
Аввалин маротиба осебҳои мавзеъи ҷоғу рӯй, ки ҳангоми кор бо асбобҳои чархзананда гирифта шудаанд, омухта шудааст. Таҳти назорат 12 нафар осебдидагон қарор доштанд. Хусусиятҳои ҷараёни аломатҳо ва табобат муайян шудаанд. Маслиҳатҳо оиди техникаи бехатарӣ дар вақти кор бо асбобҳои чархзананда, ки асоси пешгирии осеб аст, дода шудаанд.
Шокиров М.Н.
Повреждения лица при работе с движущими механизмами
Ключевые слова: движущие механизмы, повреждения челюстно-лицевой области, фиксация фрагментов переломов минификсаторами с термомеханической памятью формы.
Впервые изучаются травматические повреждения челюстно-лицевой области, полученные при работе с движущими механизмами. Под наблюдением находились 12 пострадавших. Выявлены особенности клинической картины и лечения. Даны рекомендации по технике безопасности при работе с движущими механизмами.
Shokirov M.N.
Damage to face when working with moving machinery
Key words: moving mechanisms, damage of the maxillo-facial area, the fixation of fragments of fractures mini socket on the thermomechanical memory of the form.
For the first time studied traumatic injuries of the maxillo-facial region received when working with moving mechanisms. Were observed in 12 of the victims. Peculiarities of clinical picture, and treatment. Recomendations are given on safety at work with moving mechanisms, as the basis of the causes of damage.
Комментарии